03

Неужели Госдума примет долгожданный законопроект об органическом сельском хозяйстве в России ?

   Неужели Госдума примет долгожданный законопроект об органическом сельском хозяйстве в России ?

В апреле 2018 г. Госдума должна рассмотреть долгожданный законопроект, который может стать импульсом для развития органического сельского хозяйства в России, что, в свою очередь, создаст условия для обеспечения внутреннего рынка отечественными экологически чистыми продуктами. Впрочем, как отмечает автор статьи издания «Век» Марина Соколовская, эксперты усматривают в законопроекте немало противоречий. Проект закона, который был одобрен в январе этого года на заседании правительства, разрабатывался несколько лет и пережил несколько редакций. Стоит отметить, что первые попытки урегулировать законодательство в этой сфере были предприняты почти 15 лет назад.

Напомним нашим читателям:

В России производство ГМО запрещено, однако использование ряда ГМ-агрокультур в кормах для сельхозживотных или продуктах питания разрешается. В настоящее время в список зарегистрированных в России ГМ-культур входят 22 линии, в том числе восемь линий сои, 12 линий кукурузы и по одной линии риса и сахарной свеклы. Эти линии можно использовать в качестве сырья, также они могут входить в состав продуктов, которые ввозятся в Россию из-за рубежа. В случае, если содержание ГМО в пищевой продукции превышает 0,9%, изготовитель должен указывать это на упаковке, содержание менее 0,9% считается техническим ГМ-загрязнением, которое допускается. Надзором за обращением продуктов и сельскохозяйственных кормов с ГМО занимаются Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

Для справки:   Ещё в 2015 г. впервые был принят Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 г. N 844-ст), дата введения — 1 января 2016 г. Он гармонизирован с Регламентом Совета (ЕС) от 28 июня 2007 г. N 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС N 2092/91 (официальный бюллетень Европейского Союза от 27 июля 2007 г.) и Регламентом Комиссии (ЕС) от 5 сентября 2008 г. N 889/2008 с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) N 834/2007 об органическом производстве и маркировке органической продукции в отношении органического производства, маркировки и контроля продукции (официальный бюллетень Европейского Союза от 18 сентября 2008 г.), стандартом Комиссии Кодекс Алиментариус «Руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов (GL 32-1999, REV. 1-2001)», Базовыми стандартами IFOAM. Настоящий стандарт не распространяется:  на парфюмерно-косметическую продукцию; лекарственные средства; семена и иные части растений, применяемые для воспроизводства лесов и лесоразведения; продукцию охоты и рыболовства в натуральном или переработанном виде; продукцию, полученную в результате сбора и (или) переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов; молодь, личинок, иной посадочный материал, используемый для искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов.

С 1 января 2016 г — после вступления в силу ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации» —  в России установлены единые правила добровольной сертификации органической продукции. Новый ГОСТ позволил защитить не только потребителей от введения в заблуждение и приобретения фальсифицированного продукта, но и добросовестных изготовителей органических продуктов от изготовителей, выдающих несоответствующую продукцию за органическую.

В соответствии с ГОСТ органическим пищевым продуктом считается продукт в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенный в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства. Также сюда относится лесная, пчело- и рыбо- продукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикетированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или не переработанном виде.  Причем органический переработанный пищевой продукт должен содержать в своем конечном составе не менее 95% органических ингредиентов.

В 2016 г. Государственная Дума запретила выращивать в России ГМО: 24 июня 2016 г. был принят федеральный закон о запрете выращивания в России генетически и инженерно-модифицированных растений и животных. Исключение парламентарии сделали лишь для учёных: разведение генно-модифицированных организмов (ГМО) было разрешено в научных целях. «Запрещается использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, содержащие генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом естественных (природных) процессов». Этим законом также регулируется ввоз ГМО в Россию: импортёры обязаны пройти регистрационные процедуры. Затем их продукция будет изучаться, а решение о запрете либо разрешении её использования в России станут принимать по итогам изучения её воздействия на человека и окружающую среду. Была также установлена административная ответственность за нарушение правил, касающихся ввоза и продажи в России ГМО: должностным лицам придется заплатить от десяти до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 500 тысяч рублей.

Принятый запрет стал итогом многолетней, полной драматизма и интриг борьбы сторонников и противников ГМО в России. Очередного пика накал страстей достиг летом 2013 года, когда под призывом объявить Россию «зоной, свободной от ГМО» подписались десятки тысяч граждан. Президент РФ В.В. Путин поддержал борцов с ГМО, но уже в сентябре 2013 г. премьер-министр Медведев подписал постановление, разрешающее с 1 июля 2014 года высевать трансгенные сельхозкультуры. Процесс регистрации семян, по оценкам экспертов, должен был занять пару лет, так что первый урожай ГМ-культур ожидался в 2016 году.

Однако в феврале 2014 года правительство РФ согласилось с просьбой Госдумы и ввело мораторий на распространение ГМО до июля 2017 года. В закон об охране окружающей среды пообещали внести норму с запретом на выращивание на территории РФ сельхозпродукции с ГМО и на использование семян, не способных к воспроизводству.

В том же 2016 г. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору был принят административный регламент по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, используемых для производства кормов и кормовых добавок для животных, а также кормов и кормовых добавок для животных, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащих такие организмы.

 

Надо отметить, что, обладая огромным ресурсом и потенциалом для производства и снабжения всего мира органической продукцией, Россия, к сожалению, запаздывает с регулированием производства органической продукции. Сегодня органическое сельское хозяйство — мировой тренд. Лидеры по производству экологической продукции – страны Западной Европы и Северная Америка. В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные Международной федерации экологического земледелия. Так, в 2015 году в мире суммарно под органическое сельское хозяйство было задействовано 43 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. В нашей же стране имеется 28 млн. га неиспользованных. Впрочем, существует достаточно факторов, которые свидетельствуют о том, что Россия сможет достаточно быстро занять место на этом рынке. Во-первых, эти земли могут быть введены в оборот в любой момент. Кроме того, в России уже сегодня действуют более 70 некоммерческих организаций, объединяющих более 10 тыс. сельхозпроизводителей и 20% фермеров (около 30 тыс.), которые позиционируют себя именно как производители органической продукции. Но поскольку технологии, которые используются при производстве экологической продукции, отличаются от традиционных, они нуждаются в законодательном регулировании и государственной поддержке. «Этот закон крайне важен для сельского хозяйства», — заявил, представляя законопроект на заседании комитета Госдумы по охране здоровья, депутат Николай Герасименко. Как ранее отмечал советник министра сельского хозяйства, один из авторов и инициаторов законопроекта Сергей Сорокоумов, никто не знает, чем «фермерский продукт» отличается от «крестьянского». В случае принятия закона потребитель будет знать, что органический продукт — это продукт, который произвели без химии, пестицидов, ядохимикатов, гормонов роста и так далее. Закон уже на более высоком законодательном уровне определит принципы органического производства. Проект документа регулирует отношения только в части производимой продукции растительного, животного и микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде. Он касается продукции,  употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала. Оговаривается, что на продукцию, которая не является производимой (например, продукция охоты и рыболовства, полученная в результате сбора и/или переработки дикорастущих растений), законопроект своё действие не распространяет. Законопроект предусматривает, что производители экологически чистых продуктов будут добровольно подтверждать соответствие органической продукции. Кроме того, документ предполагает создание специального Реестра производителей. Этот орган, как сказано в законопроекте, будет действовать «в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции». Эксперты согласны с тем, что спрос на органику, безусловно, есть и он растёт, несмотря на то, что такие товары стоят дороже. Но, как пояснил «Веку» член комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктор Карамышев («Единая Россия»), законопроект «О производстве органической продукции» в его нынешнем виде вызывает много вопросов. Депутат обращает внимание на то, что слова «органика» и «органическая продукция» никак не защищены. Как и раньше, любой производитель может написать на своём товаре, что он органический, вводя таким образом потребителя в заблуждение. Фермер, занимающийся действительно органическим производством, по закону будет получать право на использование специального значка после подтверждения соответствия своей продукции. Но разве покупатель будет разбираться, что искать на упаковке – значок или огромную надпись? «Если на ней будет написано аршинными буквами «органика», он воспримет эту продукцию как экологически чистую, хотя она таковой может и не быть. И никакой ответственности за это производитель не понесет. К слову, в Европе за фальсифицирование органической продукции компании грозит штраф в размере годового оборота», — обращает внимание Карамышев. Кроме того, остаётся достаточно неясной формулировка «ограничение применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов». По мнению Карамышева, либо здесь надо указывать, что речь идёт о веществах несинтетического производства, либо отсылать к действующему ГОСТу о производстве, хранении и транспортировке органической продукции, который запрещает применение любой «химии», но допускает использование веществ животного или растительного происхождения. «Ну, и, наконец, нет уверенности в необходимости создания дополнительного государственного реестра, поскольку это может привести к дополнительным коррупционным схемам. Было бы достаточно специальных аккредитованных агентств, которые будут заниматься сертификацией, как это происходит в странах Евросоюза», — считает Карамышев.

Источник: https://wek.ru/bez-ximii-pesticidov-i-yadoximikatov

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.