16

Совет Федерации о ГМО и развитии сельского хозяйства в России

Совет Федерации о ГМО и развитии сельского хозяйства в России — «Дорожная карта» по развитию законодательства «двинулась в дорогу»!

Сегодня состоялось чрезвычайно актуальное для всех, неравнодушных к проблемам продовольственной безопасности в России заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совещание в режиме видео-конференции проходило под председательством Николая Васильевича Фёдорова, Первого заместителя Председателя Совета Федерации, с участием представителей Минобрнауки, Минздрава, РАН, ФИЦ питания, Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР), компании «БИОТЕХ» и др.

   По итогам состоявшегося обсуждения в рамках заседания Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет) на тему «Совершенствование государственного регулирования в сфере производства и оборота генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы», Совет отмечает следующее.

В соответствии с положениями «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20) устойчивое развитие сельскохозяйственного производства является важнейшим условием обеспечения продовольственной независимости страны. Поставленная задача требует использования современных методов селекции для получения растений, характеризующихся повышенной урожайностью, устойчивостью к природным и антропогенным факторам, снижением потерь при хранении и транспортировке.

Особое место в Доктрине занимают запреты и ограничения ввоза и обращения генно-инженерно-модифицированных организмов (далее – ГМО), а также продовольственной продукции, полученной с их использованием, установленные в национальных интересах государства в сфере продовольственной безопасности.

В то же время анализ сложившейся ситуации демонстрирует недостаточную эффективность надзорной деятельности и необходимость дополнительного нормативного правового регулирования. Не отлажены правовые механизмы межведомственного взаимодействия, которые обеспечили бы эффективную координацию деятельности лабораторий по исследованию сельскохозяйственной и пищевой продукции на предмет выявления в ней ГМО, находящихся в ведении Роспотребнадзора и Россельхознадзора.

По информации Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, к настоящему времени мировые площади посевов ГМО составляют более 12% земель, используемых в агропромышленном производстве, количество генно-инженерно-модифицированных линий превышает 500. За период 1999-2020 годов в России была проделана большая научная работа по обеспечению безопасности ГМО, накоплен значительный фактический материал, создана нормативно-методическая база и существенный задел для дальнейших фундаментальных и прикладных научных исследований в области оценки безопасности и методов выявления ГМО в пищевой продукции, а также реализована возможность использования ГМО для производства пищевых продуктов в рамках действующего законодательства.

В Российской Федерации государственное регулирование в области генной инженерии осуществляется Федеральным законом от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-­инженерной деятельности» (далее – Федеральный закон), федеральными законами «О семеноводстве», «Об охране окружающей среды», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», рядом технических регламентов, подзаконными нормативными правовыми актами[2] (см. ниже)

Важно признать, что безопасность применения ГМО пока не доказана, и в научной среде идет острая полемика по данной проблематике. К основным доводам против использования ГМО в России относят: риски утраты многообразия сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, созданных обычными методами селекции; высокая вероятность быстрой монополизации отечественного рынка зарубежными поставщиками семенного материала; негативное отношение потребителей к продуктам, содержащим ГМО в связи с их возможной угрозой для здоровья человека. Сторонники ГМО отмечают: высокую технологичность ГМО-продукции, ее низкую стоимость, эффективность продукции ГМО в обеспечении  продовольственной доступности социально-незащищенных слоев населения.

Федеральный закон содержит запрет на ввоз и использование для посева (посадки) семян растений, выращивание и разведение растений и животных, генетическая программа которых была изменена с использованием методов генной инженерии, за исключением научно-исследовательских работ. Важным направлением государственного регулирования является осуществление мониторинга воздействия на человека и окружающую среду продукции, содержащей ГМО.

Вместе с тем, на территорию России разрешен ввоз продукции с ГМО[3]. Роспотребнадзором зарегистрированы пищевые продукты растительного происхождения — линии сои, линии кукурузы, линия рапса, линия свеклы, биологически активные добавки к пище и ферментные препараты, полученные с использованием ГМО.  Установлено, что при наличии в составе пищевой продукции более 0,9% ГМО, упаковка должна быть промаркирована специальным знаком[4].

Для контроля за потреблением в России продуктов, содержащих ГМО, необходимо, в первую очередь, обеспечить жесткий надзор за их ввозом и содержанием в продуктах питания. Принимая во внимание присутствие на российском рынке[5] организмов с измененной структурой ДНК, должна осуществляться разработка системы оценки безопасности пищевой продукции, произведенной с использованием ГМО растительного (второго и третьего поколения), животного и микробиологического происхождения.

Члены Совета отмечают, что Федеральный закон не в полной мере соответствует существующему уровню развития генетических технологий, организмов и продукции, получаемых с их использованием, в том числе в отношении понятийного аппарата, а также требует гармонизации с действующим законодательством. Требуется актуализация определения ГМО на основании современных достижений биотехнологии, включение понятий «линия ГМО», «продукты, полученные из ГМО», «выпуск ГМО в окружающую среду», «биологическая защита», «открытая система» и других. Федеральный закон содержит термины, значения которых не определены в действующем законодательстве, включая «генно-инженерный материал», «генно-инженерные технологии». Следует разграничить понятия «генетически модифицированные организмы» и «генетически отредактированные организмы». Кроме того, следует отметить отсутствие в действующем законодательстве в сфере генно-инженерной деятельности соответствующих правил безопасности.

Участник совещания Юрий Фёдорович Лачуга, член Президиума РАН и исполняющий обязанности академика-секретаря Отделения сельскохозяйственных наук РАН, подчеркнул в своём выступлении, что необходимо при разработке нового законодательства учитывать потенциал и перспективы России в области развития органического сельского хозяйства, наращивания объёмов производства органической продукции, о чём не раз также говорил Президент РФ в своих выступлениях и указах. Новое законодательство не должно быть в противоречии с этой парадигмой!

Необходимо создание открытого государственного реестра производителей продуктов питания и кормов, использующих ГМО, единого всероссийского банка данных ГМО, совершенствование механизмов контроля за ГМО и системы государственной регистрации ГМО, а также инструментов межведомственного взаимодействия при проведении исследований по оценке рисков неконтролируемого распространения генетических технологий.

Таким образом, Совет констатирует необходимость комплексной актуализации законодательства в сфере генно-инженерной деятельности и формирования нормативно-методической базы с учетом современных методов идентификации ГМО и контроля за ними по мере методического совершенствования и развития науки и технологий геномного редактирования.

Исходя из вышеизложенного, Совет  принял проект Решения, которое по сути является т.н. «Дорожной картой» по развитию законодательства в сфере регулирования оборота ГМО в России:

  1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 850485-7 «О биологической безопасности Российской Федерации».
  2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон в части актуализации основных понятий в области ГМО, а также изменения в статью 10 Федерального закона в части обеспечение общедоступности сведений о безопасности продукции, полученной с применением ГМО или содержащей такие организмы;

разработать предложения по гармонизации законодательства Российской Федерации, Евразийского экономического союза и Европейского союза для обеспечения безопасности продукции, в том числе зерна и продуктов переработки зерна, кормов и кормовых добавок, в части содержания ГМО, в том числе путем внесения изменений в акты Евразийского экономического союза и Российской Федерации в целях обеспечения запрета на ввоз и использование для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии;

рассмотреть возможность установления административной ответственности за нарушение правил выращивания растений, полученных с применением генно-инженерных технологий, повлекшее вред окружающей среде или здоровью человека;

проработать вопрос разработки и утверждения новых методик по выявлению ГМО-продукции с учетом мирового опыта в целях создания эффективной системы контроля такой продукции, обеспечивающей ее прослеживаемость, а также принять меры по их включению в перечни стандартов к соответствующим техническим регламентам Евразийского экономического союза;

рассмотреть возможность подготовки и принятия нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка контроля семян на границе с учетом риск-ориентированного подхода, в том числе в части обязательных требований к сопровождению семян информацией по наличию ГМО, а также введения контроля посевов сельскохозяйственных культур;

в целях организации эффективной системы контроля за сельскохозяйственной и пищевой продукцией, полученной с использованием ГМО, в том числе недопущения ее ввоза на территорию Российской Федерации, определить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, ответственного за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор в указанной сфере;

рассмотреть вопрос о возможности создания единого всероссийского банка данных ГМО для снабжения аккредитованных лиц стандартными образцами российского производства с привлечением заинтересованных организаций;

активизировать работу по разработке и утверждению методик исследования продукции на предмет выявления ГМО и установления порядка межведомственного взаимодействия при проведении таких исследований;

провести работу по решению проблемы недостаточной оснащенности лабораторий современным оборудованием для выявления ГМО;

в целях расширения номенклатуры определяемой ГМО-продукции принять меры по разработке и утверждению необходимых стандартных образцов такой продукции;

  1. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

проработать вопрос совершенствования контроля на предмет выявления ГМО при регистрации сортов и гибридов;

рассмотреть возможность разработки правил безопасности при проведении экспериментальных посевов растений, полученных с применением генно-инженерных технологий;

рассмотреть возможность ускорения разработки необходимой методической документации по выявлению ГМО в посевах сельскохозяйственных культур.

  1. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

активизировать подготовку и реализацию проекта по совместному использованию лабораторной базы в целях организации совместных исследований продовольственного сырья, в частности семян и другой продукции растительного происхождения на наличие ГМО в рамках государственных заданий соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

проработать вопрос об увеличении объемов проводимых анализов на наличие ГМО в семенах и другой продукции растениеводства, доступности таких анализов в регионах.

  1. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть возможность дальнейшего расширения общероссийской сети аккредитованных лабораторий по контролю за ввозом на территорию Российской Федерации продукции, полученной с применением ГМО.
  2. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

продолжить проведение фундаментальных исследований, направленных на создание ГМО и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и изучение их влияния на живые системы с проведением полевых и промышленных испытаний, сосредоточив усилия на разработке тех отечественных видов животных и растений, по которым в настоящее время преобладает импорт;           рассмотреть возможность разработки комплекса мер по созданию в высших учебных заведениях Российской Федерации профильных кафедр по подготовке специалистов в области генетики и генной инженерии, в целях обеспечения селекционных центров и лабораторий высококвалифицированными кадрами;

проработать вопрос о создании информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять оперативный мониторинг и оценку состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий, в том числе рисков неконтролируемого распространения и использования этих технологий.

  1. Рекомендовать Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии проработать вопрос о приоритетном включении в программу национальной стандартизации новых стандартов на методы выявления ГМО.
  2. Рекомендовать Федеральной службе государственной статистики рассмотреть возможность обеспечения статистического учета производства и оборота ГМО-продукции на территории Российской Федерации.
  3. Рекомендовать Федеральной таможенной службе проработать вопрос возможности учета объемов импорта ГМО-продукции и их видов.

При Совете будет создана специальная секция под председательством представителя РАН по разработке намеченных законодательных предложений, сбору замечаний и комментариев.

____________

 [2]    Федеральная научно-­техническая программа развития генетических технологий на 2019 — 2027 годы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, план мероприятий («дорожная карта») «Развитие биотехнологий и генной инженерии на 2018­-2020 годы», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 года № 337-р, постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2002 года № 26 «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов».

[3] Такие продукты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

[4] Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881 «О принятии технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки».

[5] На мировом продовольственном рынке появились ГМО 2-го поколения (соя, кукуруза, рапс, пшеница, рис, томаты, сладкий перец, баклажаны, дыня, тыква, подсолнечник, и другие), которые не содержат регуляторные последовательности, на выявлении которых была основана стратегия контроля за ГМО.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.