08

Здоровое питание стало одним из главных трендов на российском продовольственном рынке.

Россияние — за здоровое, чистое, вкусное! Здоровое питание стало одним из главных трендов на российском продовольственном рынке

Здоровое питание стало одним из главных трендов на российском продовольственном рынке. Одна из специализированных сетей впервые вошла в топ-10 на рынке по темпам открытий магазинов. Почти у всех федеральных игроков появились отделы для подобных товаров. В 2019 году продажи на рынке должны превысить 900 млрд руб. Эти средства активно осваивают всевозможные производители органических, фермерских, био- и экопродуктов. “Ъ” разбирался, в чем разница между ними, как устроен российский рынок здорового питания, что сдерживает и стимулирует его развитие.
С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право на термин «органический» теперь будут иметь только производители, которые не используют пестициды и антибиотики, пищевые добавки, усилители вкуса и т. п. Кроме того, они должны проходить обязательную сертификацию и включаться в соответствующий государственный реестр.
Фактически это первая попытка установить правила игры на российском рынке здорового питания, который стремительно растет. По прогнозам Euromonitor International, в этом году продажи подобных продуктов в РФ должны превысить 900 млрд руб. Идеологи органического сельского хозяйства, на которое приходится только 0,7% этого рынка, надеются, что закон придаст новый стимул развитию отрасли. Но помешать их планам могут падение доходов и стремление россиян экономить на еде, а также конкуренция с фермерскими, эко- и биопродуктами, поскольку потребители эти понятия почти не различают.
Путаница в терминологии
Россиян все больше беспокоит собственное здоровье. По данным Nielsen, более 84% из них изменили привычки питания: 53% сократили потребление жиров, 65% — сахара, а 67% увеличили долю в рационе натуральных и полезных продуктов. Широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% потребителей.
Глава Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков, ссылаясь на данные Gfk, отмечает, что 28% россиян с большой вероятностью купят фермерский продукт, а 22% — товар с пометкой «био», «эко» или «органик». Представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков полагает, что, помимо общемирового тренда на здоровое питание, свою роль сыграл исключительно российский фактор — обеспокоенность граждан качеством продуктов.
Именно вопросы качества и соответствия той или иной категории продукции стандартам здорового питания волнуют участников рынка. Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко считает наиболее размытым понятие «фермерские продукты».
Путаница в терминологии — особенность российского рынка. По словам Олега Мироненко, в европейских странах понятия bio, organic и eco тождественны и обозначают одни и те же продукты. Андрей Голубков считает, что в России нормы и критерии нужно установить для всех здоровых продуктов, включая фермерские.
Конкурируют все
По словам экспертов, большинство потребителей в России в любом случае воспринимают фермерские продукты, «органику» и ассортимент «Вкусвилла» просто как натуральную и полезную еду, поэтому всех участников рынка можно считать конкурентами, и интерес производителей к сегменту растет.
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов указывает, что многие компании, ранее не представленные на рынке, вводят «эко-био» в ассортимент. Растет интерес и к органическому сельскому хозяйству.
Пока наиболее заметный игрок на рынке органических продуктов в РФ — холдинг «АгриВолга» топ-менеджера «Интерроса» и гендиректора курорта «Роза Хутор» Сергея Бачина. «АгриВолга» производит молочные и мясные изделия в Ярославской области и управляет сетью «Углече Поле. Органик маркет».
Продавцы здоровья
Тренд на здоровое питание стимулирует не только производителей, но и розничные сети. По данным Knight Frank, за последние три года наибольший рост в Москве показал именно продуктовый ритейл форматов здорового питания и фермерских продуктов. В 2015–2018 годах число точек выросло почти в 3,5 раза, до 714 магазинов. Крупнейший игрок — «Вкусвилл», который на конец периода управлял 480 объектами. Среди его конкурентов — «Мясновъ» (200 точек), а также «Город-сад», LavkaLavka, «Фреш Маркет 77», «Ближние горки» и «Углече Поле. Органик маркет», у каждой из которых было до десяти магазинов. Пока формат лучше всего представлен на столичном рынке. По словам директора направления стрит-ритейла Knight Frank Виктории Камлюк, в Москве доля приверженцев здорового образа жизни особенно высока из-за более широкого ассортимента продукции и лучшей обеспеченности покупателей.
Как отмечает Виктория Камлюк, увлечение крупных сетей здоровым питанием может ограничить потенциал роста специализированных магазинов. По прогнозам экспертов, структура продаж органических продуктов в России будет строиться по аналогии с мировой, где около 50% подобной продукции продается через крупнейшие сети.
Органический рост
На перспективы развития рынка Олег Мироненко смотрит оптимистично. По его оценкам, в России около 25% населения можно отнести к потенциальным постоянным потребителям «органики», а за десять лет годовые продажи только в этом сегменте рынка здоровых продуктов могут вырасти до €5 млрд. География также расширяется, утверждает эксперт. Два года назад более 90% спроса приходилось на Москву и Санкт-Петербург, а остальное — на регионы, а сегодня доля этих городов снизилась до 80% и продолжает падать, говорит господин Мироненко.
Но Виктория Камлюк предупреждает: дальнейшие темпы развития рынка здорового питания в РФ будут во многом зависеть от доступности продуктов. Росстат 4 апреля сообщил, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале вырос на 1 п. п. Но снижение покупательной способности и падение доходов заметно. Сегодня 10% крупнейших производителей пищевых продуктов получают 90% всех льготных кредитов от государства, что позволяет им держать относительно низкие цены, объясняют эксперты, а у фермеров доступа к дешевому финансированию нет, поэтому их продукция и стоит дороже. Кроме того, на цене сказываются и крайне небольшие объемы производства.
Господин Мироненко прогнозирует, что с развитием рынка органическая продукция в России будет стоить в среднем на 15–30% дороже индустриальной. Дмитрий Леонов уверен, что серьезных успехов в развитии рынка продуктов для здорового питания в РФ можно достичь только с повышением уровня жизни.
Анатолий Костырев
Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.