07

Пальмовые реки, сахарные берега. Как подделывают еду? Как защитить себя и своих детей?

Пальмовые реки, сахарные берега. Как подделывают еду? Как защитить себя и своих детей?

Молоко, полученное без коров, и мёд, который никогда не встречался с пчёлами. Объясняем, как самим распознать продуктовый фейк.

 

Надзорные ведомства то и дело находят фальсификат продуктов питания. Например, на прошлой неделе Россельхознадзор обнаружил подделку молочки в крымских детских столовых, а в конце лета пчеловоды стали жаловаться, что часть промышленного мёда ненатуральная. Объясняем, как подделывают продукты в России и можно ли это обнаружить самим.

Молочная продукция

Чаще всего подделывают высокожирные продукты. «Самое распространённое нарушение — замена молочного жира растительным (пальмовое, кокосовое и др. масла). Так, спред выдают за сливочное масло. Нередко выявляется, что белка или жира меньше, чем заявлено на упаковке, — подмены нет, но есть недостача», — рассказывает координатор Федерального проекта «За Честные Продукты!» Александр Бражко.

К этому списку можно добавить и сухое молоко, используемое вместо натурального, и добавку крахмала, чтобы сметана или творог были погуще. А фермерское молоко, начинающее портиться, реанимируют, добавив соды.

Протестировав творог ­9%-ной жирности у 73 производителей, эксперты Роскачества недавно обнаружили плесень, дрожжи, кишечную палочку и недостаток молочного жира в 22 торговых марках. А 6 были 100%-ными подделками — в них нашли н­емолочные жиры.

Чем опасно?

Во-первых, тратами: мы платим больше за продукт, который должен стоить меньше. Есть и риск для здоровья: если употреблять молочку с антибиотиками, организм к ним привыкнет и лечение в случае необходимости не будет эффективным. А в неправильно подготовленных растительных жирах, которыми заменяют молочный жир, содержатся трансжиры, губящие сосуды и сердце.

Как отличить подделку?

  • Читать упаковку: если «молокосодержащий продукт» — значит, в составе «­пальма».
  • Смотреть на цену: для 1 кг сыра нужно 10−12 кг молока (20 руб./л оптом), для творога — 3−4 л, для сметаны — 8−9 л. Е­сли продукция стоит дешевле, вероятно, это фальсификат.
  • Чтобы отличить настоящее молоко от разведённого сухого, налейте его в прозрачный стакан — чем жирнее молоко, тем оно непрозрачнее. Если можете увидеть другую стенку стакана, значит, молоко развели водой. Если настоящее молоко лить в стакан с водой, оно начнёт расслаиваться. Подделка же быстро смешается с жидкостью.
  • Чтобы узнать, есть ли в сыре «пальма»: оставьте его на пару часов при комнатной температуре. Натуральный кусок сыра засохнет. Подделка либо потрескается, либо оставит следы жира.
  • Сливочное масло нагрейте: настоящее полностью плавится при 38◦С. Сохранило форму? Это подделка.

Шоколад. Как подделывают?

Четверть всего шоколада на прилавках — ненатуральный продукт. Это кондитерские изделия, содержащие эквиваленты какао-масла, например, пальмоядрового, кокосового и кондитерского жиров, — «­шоколадный продукт».

Закон разрешает изготавливать молочный шоколад с использованием эквивалентов и даже заменителей масла какао, допускает замену молочного жира растительным. Существуют заменители какао-масла лауринового типа — такой «шоколад» называют лауриновой плиткой.

Людмила Викулова, директор департамента исследований Роскачества

Чем опасно?

«Плохо от такого шоколада вам не станет, но есть вероятность несоблюдения положенных человеку БЖУ (белки, жиры, углеводы). Шоколад и без того насыщен жирами, а вкупе с продукцией из “пальмы” есть вероятность не получить из него ещё белки, углеводы и перенасытиться вредным жиром», — считает Л. Викулова.

Как отличить подделку?

  • Ориентируйтесь на шоколад, сделанный по ГОСТу, такой не допускает добавки и растительные жиры.
  • Читайте состав: если на первом месте стоит какао тёртое, какао-масло — это шоколад, если растительные жиры — плитка.
  • Поверхность плитки должна быть блестящей.
  • На разломе издаёт хруст, глухой звук говорит о том, что в составе почти нет какао.
  • На изломе продукта должна быть матовая поверх­ность.

Мёд

Есть четыре способа фальсификации мёда. Первый — х­имический: в патоку добавляют вкусовые и ароматические вещества. На таком товаре «синтетика» бывает указана, правда, мелкими буквами. Второй способ — «бодяга»: натуральный мёд нагревают до 70 °C, разбавляют сахарным сиропом и проваривают. Третий — продажа незрелого мёда, по сути, рано откачанного нек­тара, в котором много воды. И четвёртый — сахарный. Получается смесь, похожая на мёд, путём кислотного гидролиза тростникового сахара с помощью лимонной или другой кислоты.

«Купажа — смеси из разных сортов мёда — лучше избегать: есть вероятность купить суррогат», — предупреждает президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов. — И не покупайте мёд у перекупщиков. Они за копейки скупают остатки мёда у пчеловодов после ярмарок или в конце сезона, перемешивают его с орехами, ягодами и выдают за медовые композиции.

Чем опасно?

Пользу, на которую рассчитывали, от такого продукта вы не получите. Кстати, не будет толка и от натурального, но разо­гретого мёда: после температуры выше 60 °C все активные вещества в нём распадаются.

Как отличить подделку?

  • «Мёд не должен быть слишком жидким, настоящий продукт тянется — это значит, его не переплавляли», — говорит руководитель магазина мёда Александра Епифанова.
  • Если размешать настоящий мёд в воде, он не выпадет в осадок, а растворится.
  • Остерегайтесь «пасечников», продающих по 15−20 сортов мёда. Одна пасека может собрать 3−4 вида мёда.
  • Качественный мёд всегда сахарится — кристаллизуется.
  • При покупке пробуйте мёд: от правильного может начаться першение, если его ничем не запивать.

Рыба и морепродукты

Самый дорогой продукт — икру — делают без рыбы: из водорослей, желатина и ароматизаторов. Эта технология имитации позволяет продавать банку красной икры по 150−200 руб., а чёрной — по 1500—2000 руб.

Натуральную икру же часто делают из… испорченной. Верх­ний слой у неликвида снимают, остальное размешивают, добавляют консерванты, масло и выдают продукт за свежий. Грешат этой «технологией» продавцы икры на развес. Рыбу тоже подделывают, точнее, выдают один (более дешёвый) вид рыбы за другой. Например, могут на всей красной рыбе писать «лосось», хотя как такового лосося нет, есть подвиды лососевых — сёмга, форель, кижуч, кета, нерка и др. Причём продают такой «лосось» по одной цене, хотя, например, кижуч и нерка дешевле, чем сёмга и форель.

Подменяют понятия продавцы и для аквакультурной рыбы. Например, дорадо могут выдавать за дикую рыбу и дерут за неё в 2−3 раза больше положенного.

Наконец, популярна фальсификация рыбных консервов. Чаще всего фальсифицируют лососевые виды, так как признаки этих рыб схожи: без головы, плавников и тушки понять, какой именно вид лососевых упрятан в банке, невозможно. Бывает, когда производители хитрят с сайрой в консервах, заменяя её на сардинеллу или сельдь. По вкусу, особенно после добавления приправ, эти виды похожи, но имеют меньшую ценность, чем сайра.

Чем опасно?

Испорченной рыбой или икрой можно отравиться.

Как защитить себя? QR коды —  новые технологии должны помочь!

В скором времени москвичи, а затем и все жители России, при помощи мобильных устройств смогут проследить путь мясных, молочных и рыбных продуктов из цеха на прилавки магазинов — благодаря QR-кодам.

    

Технология QR-кодирования появилась в Японии более 25 лет назад. Она была разработана компанией Denso и изначально предназначалась для автомобильной промышленности. QR код — это разновидность матричного кода (2D-barcode), созданная Японской корпорацией Denso-Wave в 1994 году. «QR» — это сокращение от «Quick Response», «Быстрый отклик», этим названием создатели хотели показать, что QR-код позволяет быстро доносить свое содержание до пользователя. QR коды сейчас очень распространены в Японии, в Китае, там они являются самым популярным видом двухмерных штрих-кодов.

Из-за особенностей языковой системы азиатских стран QR-коды оказались очень удобны для восприятия и быстро получили там популярность. Причём в самых разных областях: торговле и логистике, на производствах, в т.ч. продуктов питания, в медицине, маркетинге.

 

   

 

Основные области применения QR кода:

  • Реклама и развлечения (хранение web-ссылок, контактной информации)
  • Банковское дело (хранение платежных реквизитов)
  • Логотипы, содержащие информацию о фирме
  • Визитки (код содержит подробную информацию о человеке)
  • Туризм (для предоставления web-ссылки или информации об объекте, бронирования гостиниц)
  • Электронные билеты и ключи (код предъявляется на мониторе мобильного устройства)
  • Проездные билеты (печатается на билете)
  • Маркировка продуктов

Идея снабдить продукты питания QR-кодами с данными о составе, дате изготовления и сроке годности принадлежит главному специалисту ветеринарно-санитарного отдела комитета ветеринарии Москвы Максиму Алимову. В рамках проекта будет создан сайт «Давайте питаться правильно», на котором пользователи найдут информацию с данными о сертификации мясных, молочных и рыбных продуктов, включая иностранные бренды, которые имеют своё производство на территории России.

Требования по обязательной маркировке товара с 2019 года: к числу наиболее резонансных инициатив российских властей последнего времени относится принятие нормативных актов (и подготовку законопроектов для дальнейшей регламентации действующих положений законодательства), регулирующих маркировку товаров.

Для чего нужна цифровая маркировка товаров

В рассматриваемом случае «маркировка товара» — это прикрепление к каждому продаваемому в рознице изделию специального кода, который позволяет проследить:

  • то, кем был произведен товар (или откуда импортирован);
  • то, каким образом он перемещался на пути от производителя (таможни) до магазина, который его продает.

Какова цель маркировки товаров?  Основная декларируемая законодателем цель внедрения маркировки товаров — защита рынка от контрафактной продукции.

Маркировка на товаре будет удостоверять факт его оригинального происхождения. Предполагается, что маркировка будет настолько защищенной, что поставщики контрафактной продукции не смогут ее воспроизвести на своих изделиях (по крайней мере, не смогут это сделать незаметно для проверяющих структур — которые, обнаружив такие действия, инициируют в отношении поставщика самые строгие санкции по закону).

Обязательная маркировка товаров — наболевший вопрос на повестке дня. Уже многие про это слышали, но не все еще столкнулись. Планируется осуществить переход на обязательную маркировку для большого списка товаров, т. е. это коснется всех, за малым исключением. В данный момент уже активно ведется маркировка меховых изделий, с ЕГАИС работают производство и магазины розничной торговли. Уже сейчас запущен эксперимент по маркировке лекарств, табачной продукции, ювелирных украшений и обуви.

Нам всем придётся осваивать этот инструмент защиты прав потребителей — ибо, как давно  хорошо известно: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!»

 

Подробнее: https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/markirovka-tovarov.html

Источники: http://www.aif.ru/food/products/palmovye_reki_saharnye_berega_kak_poddelyvayut_edu

https://news.mail.ru/society/34805951/

 

 

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.